Мы с мужем решили провести для наших замечательных мальчиков Андрея и Алексея тематическое занятие под названием «Хлеб».
Конечно же на вопрос «Откуда берётся хлеб?» наш старший сын не станет отвечать «Растёт на дереве». Почти пятилетний жизненный опыт, множество прочитанных книг и просмотренных мультфильмов дают ему представление о долгом пути от маленького зёрнышка до магазинного прилавка. Так что это было скорее занятие по обобщению и укреплению полученных ранее знаний.
Итак, с чего же всё начиналось? А начиналось всё с маленьких зёрнышек, которые человек бережно сажает в землю.
Благодаря тракторам он возделывает землю. Человек, который управляет трактором - тракторист
Светит солнышко, идёт дождик и из зернышек вырастают колоски
Когда зёрнышки в колосках созреют, на поле выезжает комбайн, который их собирает. Водитель комбайна – комбайнёр.
С поля зерно на грузовиках везут в зерносушилку, где оно сохнет
Затем зерно мелют в муку
А из муки пекут хлеб. Человек, который печёт хлеб – пекарь.
А перед сном мы читали белорусскую народную сказку:
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать...
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...
- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...
- И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...
- И все?
- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй - узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
*****
Но на этом наше занятие не закончилось. На выходных мы ездили в гости к нашей любимой бабушке Ире, которая работает в краеведческом музее г.п.Кореличи Гродненской обл. И дети как всегда с огромной радостью посетили этот музей. И каждый раз, когда мы в него приходим, дети его «заново открывают», в зависимости от их новых интересов. Одно время они умилялись чучелам зайчика, птичек, косули в зале природы, другой раз с великим любопытством рассматривали оружие в зале Великой отечественной войны, в следующий раз не отходили от рыцарских доспехов. Но в этот раз мы детально изучили зал культуры и быта белорусского крестьянина. Бабушка рассказала ребятам о том, как их прабабушки и прадедушки трудились, какими орудиями труда пользовались, как добывали свой хлеб.
Андрею и Алексею было очень интересно узнать, что раньше не было тракторов и комбайнов, а обрабатывать землю и собирать урожай человеку приходилось только при помощи лошади и простых орудий труда
Это деревянная борона, которая рыхлит землю
А это серп – прадедушка комбайна
Много колосков, связанных вместе – это сноп. Первый сноп всегда забирали в дом и ставили на самое почётное место
А благодаря этим каменным жерновам мололи муку
Одежда наших предков
Раньше не было магазинов, где человек мог бы купить себе хлеб, булочку или пирожок, и поэтому ему приходилось всё делать самому: и сажать зерно, и собирать урожай, и молоть муку, и печь хлеб.
Глиняная и деревянная посуда.
Бабушка Ира рассказала, что её дедушка (прапрадедушка Андрюшки и Алёшки ) был гончаром – мастером, который делал посуду из глины. Спасибо огромное, наша любимая бабушка Ира, за интересный рассказ
А ещё мы выучили замечательное стихотворение С. Погореловского
Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer
Комментарии
Чудесное занятие! И тема
Чудесное занятие! И тема выбрана потрясающая: от хлеба исходит просто невероятное тепло рук, принявших участие в его производстве. Очень хочу однажды коснуться этой темы с дочкой. Спасибо за мотивацию.
Настоящая Энциклопедия
Галина, какая отличная тема - Хлеб. Людмила написала целую Энциклопедию - от крестьянского труда до выпечки булочек, от древних времен до наших дней. Замечательно иллюстрировано собственными картинками и фотографиями, собраны сказки, пословицы, стихи. Показано, как детям интересно. И все это очень полезно, впечатлительно, запомнится надолго. Здорово!
Мне тоже очень понравилось
Мне тоже очень понравилось занятие. Захотелось поехать к вашей бабушке в Кореличи и показать деткам такую красоту. Тема действительно очень интересная и важная.
Добавить комментарий